Курс лекций для студентов не философских специальностей

Лекция № 11

 ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Лекция 1. Тема «Общая характеристика познания как гносеологической проблемы в философии»

 План

1. Познавательное отношение к миру как важнейшая проблема философии.

2. Диалектический характер познавательного процесса, его основные ступени и формы

3. Проблема истины в гносеологии. Диалектика абсолютной и относительной истин

Приступая к изучению данной темы, следует обратить внимание на непростой характер познавательного отношения человека к миру и на сложность его понимания как в науке, так и в философии. Их различие обусловлено несхожестью предметного содержания философии и науки.

Традиционная теория познания в современных условиях обнаруживает свою предметную «узость», связанную с ее чисто нормативным характером. При исследовании процесса познания в современной науке и философии особое внимание, наряду с проблемой объективности знания, уделяется исследованию субъективных и неявных оснований всей системы познавательной деятельности. Философия познания нуждается в обогащении своего понятийного аппарата.

Поэтому проблема познания сегодня может быть рассмотрена адекватно и объективно при условии учета многих аспектов, и, в первую очередь, осмысления единства собственно когнитивного (познавательного) и аксиологического (ценностного) аспектов.

Проблема познания является одной из важнейших проблем философии, которая изучается в таком ее разделе как гносеология (от греч.- gnosis — знание, logos — учение) учение о происхождении и сущности знания. В более широком контексте гносеология решает проблему природы и сущности познания в целом, т.е. всей познавательной деятельности. Не случайно вторая сторона основного вопроса философии получила название гносеологической. Ф. Энгельс, в своей работе «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», достаточно подробно разъяснил проблему познавательного отношения человека к миру известной крылатой фразой «Познаваем ли мир и его законы?», и тут же расшифровал ее философский смысл: 1) Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? 2) В состоянии ли наше мышление познавать и познать действительный мир? 3) Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? [Ф.Энгельс. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. Т. 21.-С. 283]. Если суммировать и обобщить приведенные слова Ф. Энгельса, то напрашивается вывод: процесс познания, как впрочем и все виды ориентации человека в мире всегда предполагает необходимость адекватного воспроизведения, отражения действительности. Вот это адекватное воспроизведение мира человеком и составляет сущностную природу познавательного отношения к миру.

В философии сложились две противоположные точки зрения при решении данной проблемы: материалистическая и идеалистическая.

Если философы — материалисты признают возможность познания человеком мира, его адекватного воспроизведения в различных формах, то представители идеализма отрицают возможность познания человеком мира, а значит, и его адекватного воспроизведения. Такая точка зрения в гносеологии получила название агностицизма (приставка «а» означает «не», а «gnosis» — знание) — отрицание знания или возможности познания мира. Материалистическая точка зрения признает объективный характер познаваемого мира в качестве источника наших знаний, идеалистическая же — отрицает объективный характер познаваемого мира в качестве источника наших знаний.

Какая из этих точек зрения наиболее верно отражает суть рассматриваемого вопроса и в адекватной форме раскрывает предметный характер человеческого мышления? Насколько и в какой мере диалектичен или недиалектичен познаваемый процесс? В чем специфика познавательного отношения к миру как процесса и как результата?

В своих знаменитых «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс заметил: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос) «[Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т. 42.-С. 264].

Другими словами, в теории познания принцип практики занимает особое место и выполняет конструктивную функцию как в становлении предмета познания, в качестве его объекта, так и в качестве высшего критерия истинности знаний.

Разумеется, историко — философский подход в осмыслении рассматриваемой проблемы познания позволяет нам выделить как положительные стороны, так и недостатки в теории познания как материализма, так и идеализма.

Вы должны самостоятельно поработать над этим вопросом и сделать для себя выводы. Я же здесь подчеркну мысль К. Маркса, который заметил: «Главный недостаток всего предшествующего материализма, — включая и фейербаховский, — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т 3- С. 1].

Таким образом, в современной теории познания основными принципами являются:

а) принцип отражения;

б) принцип практики;

в) принцип диалектики

Что же представляет собой познание как процесс и как результат, исходя из принципа отражения?

Познание есть процесс активного отражения действительности, активного взаимодействия субъекта и объекта познания, в основе которого лежит практика как материальная деятельность, направленная на познание и преобразование мира.

Познание есть результат предметно — материальной деятельности и отражения субъектом познания объекта в форме знания и его законов.

По сути дела, речь идет о познании как бесконечном приближении мысли к объекту, в ходе которого само отражение мира в сознании человека следует понимать не «абстрактно», не без движения, не без противоречий, а конкретно — исторически, в вечном и бесконечном процессе возникновения и разрешения противоречий в ходе взаимодействия субъекта и объекта познания.

Что следует понимать под субъектом и объектом познания?

Субъект познания — это обладающий сознанием и волей активно действующий и познающий общественный человек, т.е. это не изолированный индивид, а человек, включенный в социальную жизнь и использующий выработанные обществом различные методы и формы познавательной деятельности. (методы научного и философского познания, язык, логико — философские категории и т.д.). Уровнями проявления субъекта познания являются индивид, коллектив, общество.

Под объектом познания следует понимать всю объективную реальность или ее часть, вовлеченную в сферу познавательной деятельности общественного человека как субъекта познания. В этом отношении объект познания отличен от предмета познания.

Какие можно сделать выводы по данному вопросу?

1. Познавательное отношение человека к миру носит не упрощенный, а достаточно сложный характер, в котором принципы отражения, практики и диалектики составляют его сущностное и конкретно историческое содержание.

2. Существуют вещи, предметы, явления независимо от нашего сознания, которые в ходе познавательно — отражаемой деятельности, в ходе практики превращаются в объекты познания.

3. Нет никакой принципиальной разницы между «вещью- в –себе» и явлением. Есть лишь разница между тем, что познано, и тем, что еще не познано.

4. В теории познания, как и во всех других областях науки и философии следует подходить диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание и знание, а разбираться:

1. Каким образом и при каких условиях из незнания является знание?

2. Каким образом и при каких условиях неполное знание становится более полным?

3. Каким образом и при каких условиях неточное знание становится более точным, более адекватным?

Из истории развития науки и философии можно приводить огромное количество примеров, подтверждающих сделанные выводы (это и геометрия Эвклида, геометрия Лобачевского и Римана, теория А. Эйнштейна и др. Постарайтесь самостоятельно, в своих рабочих тетрадях, выписать избранные вами примеры и аргументы. Посмотрите, к примеру, работу «Метафизика» Аристотеля, «Новый Органон» Ф. Бэкона, «Об умножении наук» Г. Лейбница и др. философов.

Таким образом, философский смысл теории познания состоит в том, чтобы опираясь на научные и философские знания законов самой действительности, отражать и преобразовывать ее посредством предметно — практической деятельности, ведущий к получению и диалектическому развитию знания как единства процесса и результата, объективного и субъективного, чувственного и рационального…

 

2 вопрос ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ФОРМЫ

При рассмотрении первого вопроса нашей лекции мы пришли к диалектическим выводам о том, что познание в целом, вся познавательная деятельность есть единство результата и процесса, единство объективного и субъективного, статики и динамики. Наша задача сейчас выяснить: каким же образом осуществляется адекватно реальный процесс познания? В чем состоит суть его диалектичности?

Даже в современных учебниках по философии зачастую диалектичность познавательного процесса сводится к простой констатации и интерпретации двух основных ступеней познания (чувственной и рациональной) и их основных форм, «забывая» (осознанно или неосознанно) тот факт, что осмысление диалектического характера познавательного процесса предполагает уяснение специфики и особенностей прироста и приращения знаний, без понимания которых проблема диалектичности познавательной деятельности превращается в формально — логическую теорию.

Априори мы должны констатировать, что диалектика познания детерминирована, в конечном счете, диалектической природой самого познаваемого мира, диалектической природой самого мышления, всей мыслительной деятельности в целом и диалектической природой собственно познавательного отношения к миру, фиксируемой и отражаемой как в основных ступенях познания, так и в основных уровнях (предпосылочном, эмпирическом и теоретическом).

Диалектическую природу самого познаваемого мира и самого мышления мы уже с Вами разобрали, когда изучали тему «Философия бытия», останавливаясь на характеристике объективной потребности, для будущих ученых и инженеров ─ металлургов, в освоении и усвоении диалектики как метода и теории и необходимости применения этих знаний в будущей деятельности по окончании университета. Философов — метафизиков интересовал вопрос не о том что представляет собой знание, а как из старого знания возникает новое? Так возникли два течения в теории познания — сенсуализм и рационализм.

Представители сенсуализма полагали, что знание появляется там, где появляется новый чувственный образ. С их точки зрения, знать — значит ощущать. Поэтому новое знание — это всегда естественный дар природы. Появляются новые вещи — значит совершается переход от незнания к новому знанию.

Такого рода «упрощенный» вариант не мог устроить представителей рационализма, для которых основной формой знания является не чувственный образ, а понятия и их понимание.

Там, где есть переход к новым понятиям, — считают рационалисты, там появляются новое знание; нет перехода к новым понятиям — нет и развития человеческого познания.

И все же, каковы основания диалектики познавательного процесса?

Прежде чем ответить на данный вопрос, мы должны с вами разобраться в природе и сущности чувственной и рациональной (логической) ступеней познания и их формах.

Итак, начальной ступенью познания является чувственная ступень. Почему? А дело в том, что эта «первичность» обусловлена а) конкретно — историческим характером общественного разделения труда и ее высшей ступенью — отделением умственного труда от физического; б) априорно — чувственный природой самого человека (т.е. наличием у человека органов чувств, на основе которых осуществляется первоначальный контакт человека с миром. Не случайно в философской гносеологии марксизма было подчеркнуто, что процесс познания осуществляется «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике (я бы добавил — «на основе практики А.А.) — таков диалектический путь познания объективной реальности». (В.И. Ленин. Философские тетради. — Полн. собр. соч. Т. 29.-С. 125 — 153].

Итак, познание, будучи высшей формой отражения мира, позволяет «открыть» законы развития этого мира, которые в своей идеальной форме воспроизводят предметы и явления во всем многообразии их свойств и признаков.

Человек ничего не может знать о мире без того первичного материала, который он получает от органов чувств.

Поэтому мы можем отметить, что чувственная ступень познания — это первичная ступень познания с помощью 5 (пяти) органов чувств. Это те каналы, с помощью которых человек как субъект познания получает первичную информацию о мире во всей его красочности и многообразии. Одним словом, чувственное познание дает нам непосредственное знание о мире.

К основным формам чувственной ступени познания относятся ощущения, восприятия, представления.

а) Ощущение представляет собой начальную форму чувственного познания. Оно дает нам знание лишь об единичных, отдельных свойствах предмета. Но здесь уместен такой вопрос: любой предмет обладает только одним свойством или признаком? Очевидно, что нет, ибо в нем всегда существует несколько или множество свойств или признаков (например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и.т.д.).

Как же правильно и адекватно познать предмет? Ведь здесь мы обнаруживаем противоречие между ощущением, способным отразить и получить лишь отдельные знания и наличием в самом предмете множества свойств или признаков.

Как разрешить это противоречие?

С одной стороны, кажется, что должно быть несколько видов ощущений — зрение, осязание, слух, обоняние и др., с помощью которых можно понять и познать многообразие свойств предмета. Но оказывается, что сумма ощущений еще не дает знание предмета в его целостности, Поэтому существует вторая форма чувственного познания — восприятие, с помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета. Как ощущение, так и восприятие — это формы знания связанные с непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Приобретенное знание, в этом случае, теряется или нет? Очевидно, нет, ибо у человека сформировалась третья, высшая форма чувственно отражательной деятельности, получившая название — «представление». Ее существование связано с памятью, с помощью которой человек как субъект познания выходит на уровень опосредованного отражения мира.

В целом, следует сказать, что чувственное познание — это ступень непосредственного отражения мира и получения знания о внешних, единичных, преходящих свойствах или признаках вещей. Но ведь, с одной стороны, человек, помимо органов чувств, наделен еще способностью к мыслительной деятельности, отличающего его от животного мира, а с другой, в любом явлении всегда существуют как внешние, так и внутренние свойства; любой предмет есть единство результата и процесса, как случайных, так и необходимых характеристик. В этом плане, чувственная ступень познания не позволяет, по своей природе и сущности, проникнуть в глубинные, сущностные параметры бытия мира и познать законы его развития.

Чувственное познание — это фундамент человеческих знаний, но не само здание. Кроме того, человек всегда стремится и стремился узнать внутреннюю природу мира, его скрытую сущность и закономерности его развития.

А это оказывается возможным лишь с помощью рациональной или логической ступени познания. Поэтому, рациональная ступень — это опосредованное познание мира, с помощью мышления, направленное на раскрытие его сущности и закономерностей развития.

Основными формами логической ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это начальная форма логического познания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений (например, понятия — «плод», «общество», «человек», «наука» и др.).

В понятии обобщается опыт, практика человека. Прежде чем люди научились образовывать понятия, они научились, или точнее, развили способность абстрагирования (отвлечения), с помощью которого происходил переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности и т.д.

Умение мыслить, оперировать понятиями не является врожденной человеческой способностью, а приобретается и совершенствуется в ходе практического познания и преобразования мира.

Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь от их частных, индивидуальных. Понятие характеризует не тот или иной предмет, а целый класс предметов, объединенных всеобщим признаком (например, человек как разумное существо, наделенное способностью к мыслительной деятельности).

Если, например, восприятие и представление имеют определенный аналог в действительности (можно указать на определенный, конкретный предмет, отображением которого они являются), то понятие такого аналога не имеет (например, понятие «яблоко»; в экономической науке, например, понятие «стоимость», в философии «бытие», материя и др.).

Суждение — следующая форма логического познания, в которой устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или иного отношения (например, сахар растворяется в воде).

Всякое суждение имеет определенную структуру:

1. субъект (s) — предмет рассуждения;

2. предикат (p) — понятие, с котором мы соотносим субъект;

3. связка (в утвердительном или отрицательном суждении) всегда есть связка «есть», «не есть».

Сами суждения могут быть единичными (например, Киев — столица нашей страны), общими (студенты — учащиеся Вуза), частными (некоторые города являются столицами государств).

Суждения являются важнейшей формой познавательной деятельности, ибо в науке, в этой форме, как правило, ставятся и фиксируются научные проблемы.

Умозаключение – высшая форма логического познания, в которой на основе двух или нескольких суждений (называемых в логике — посылками) делается обобщающий вывод.

Например: Все люди смертны

Иван — человек

Иван смертен.

Умозаключение является важнейшим способом или формой получения нового знания при условии, если искомые суждения (или посылки) носят истинный, а не ложный характер, и в ходе его познания используются строго определенные логические правила.

Таким образом, логическая ступень познания «выводит» познающего субъекта на более высокий уровень, позволяя понять сущность бытия, выявить его основные закономерности функционирования и развития.

Переход от чувственной ступени познания к рациональной обусловлен, с одной стороны, самой природой и сущностью человека как субъекта познания, а с другой, необходимостью за внешней стороной мира раскрывать внутренние глубины, сущностные пласты, позволяющие открывать законы развития.

Поскольку абстрактное мышление «отстоит» дальше от действительного, эмпирического мира, чем чувственное познание, постольку оно в большей степени содержит возможность «отлета» от самого мира.

В месте с тем, мышление позволяет глубже познать мир, его ментальные и латентные формы.

Надо признать, что взаимодействие 2-х ступеней познания возможно лишь на базе практической деятельности. В практике как бы чувственно предметное и мыслительное содержание познания слиты воедино, ибо это связано с человеческой природой и сущностью.

В процессе подготовки к практическим занятиям разберитесь с основными видами практики: материально — производственной, научной, общественной. И, кроме того, прокомментируйте и выпишите в своих рабочих тетрадях: в чем заключается абсолютный и относительный характер практики?

3 вопрос. Проблема истины в гносеологии. Диалектика абсолютной и относительной истин

В философии существуют вечные темы. К одной из них и относится проблема истины, которая по разному понимается и трактуется тем или иным философом, принадлежащим к одному из основных философских направлений. Кроме того, господствующий тип культуры вообще, и философской, в частности, в ту или иную историческую эпоху накладывает свой отпечаток на понимание данной проблемы.

Познавая окружающий мир с помощью чувств или мышления, мы делаем выводы относительно истинности или ложности наших знаний. Поэтому истина всегда выступает как основная цель всей познавательной деятельности, а с другой стороны, в философии она является одной из проблем исследования.

В истории философии первые попытки теоретического осмысления понятия истины восходят к философии античности.

Так, для Платона истина предстала как высшая идеальная сущность, которую он определил следующим образом: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит иначе — лжет».

Для Аристотеля истина есть соответствие знания и действительности. В своей «Метафизике» он ее определил так: «Говорить о сущем, что его нет или о не — сущем, что оно есть — значит говорить ложно, а говорить, что сущее есть, и не — сущее не — есть, значит говорить истинное».

Для И. Канта проблема истины может быть понята, если истину рассматривать в контексте таких категорий как Добро, Красота, Нравственность.

Для В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева истина трактуется в контексте свободы и творчества.

В философии прагматизма (Дж. Дьюи, У. Джемс, Ч. Пирс) истина трактуется своеобразно, а точнее субъективистски:

У.Джеймс — истина — то, во что нам лучше верить; Дж. Дьюи — истина есть полезность;

Ч. Пирс — истина — общее принудительное верование, не подверженное сомнению; как мнение, которое получит окончательное согласие исследователей, если процесс познания будет бесконечным

В современной гносеологии под истинной понимается единство результата и процесса, объективного и субъективного, абсолютного и относительного…

Истина есть результат конкретно — исторического познавательного отражения мира в виде знания и его законов.

Истина есть процесс адекватного отражения мира в сознании человека как субъекта познания. Уже в предложенных определениях современной гносеологии содержится указание на то, что по своему содержанию истина носит объективный характер, ибо в ней адекватно отражаются объективные связи, свойства и признаки самого мира. По своей форме истина идеальна, субъективна, т.к. понятие истины относится к нашим знаниям о мире.

Необходимо всегда не упускать из виду, что истина всегда конкретна, ибо в ней отражается действительность конкретно — историческая, т.е. с учетом определенных условий, места и времени.

Важнейшим требованием диалектики является тезис: абстрактной истины нет, ибо она всегда конкретна, требующая рассматривать любой объект с учетом многообразия его связей с окружающим и познаваемым миром.

Короче говоря, истина есть конкретно — исторический процесс и результат все более полного и адекватного отражения мира в сознании человека.

В философской гносеологии существует общепринятая дифференциация понятия истины — объективная, вечная, абсолютная и относительная.

Объективная истина — есть такое содержание человеческих представлений о мире, которое не зависит от человека, ни от субъекта познания, ни от человечества вообще.

Вечная истина — есть такое содержание человеческих представлений о мире, которое не может быть опровергнуто (например, дата рождения человека и.т.д.).

Абсолютная истина — есть исчерпывающее, абсолютное отражение мира в сознании человека, это предел, к которому стремится вся познавательная деятельность человека, это момент или часть в составе объективной истины.

Относительная истина — это неполное, приблизительно верное отражение мира, выражающее историческую обусловленность и ограниченность познания.

В понимании проблемы истины в истории философии сложились два подхода: догматизм и релятивизм.

Представители догматизма (Е. Дюринг и др.) считали, что истина не может содержать в себе ни грана заблуждения, ибо иначе, какая она истина? Для Е. Дюринга — вечные истины в последней инстанции и составляют суть гносеологии.

Релятивизм (А.Богданов и др.) — абсолютизирует относительную истину, отрицая за ней объективный и абсолютный характер. Для современной философской гносеологии присущ диалектический подход, согласно которому: 1) диалектика включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к нему, ибо в относительной истине всегда содержится ее объективное содержание.

Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, и этот процесс познания носит бесконечный характер, в основе которого лежит общедиалектический принцип взаимодействия. Поэтому нельзя абсолютно противопоставлять абсолютную истину — истине относительной, ибо истина — это всегда диалектический процесс вечного и бесконечного приближение мысли к объекту познания.

Высшим критерием истины является практика, который содержит в себе внутреннюю диалектику относительного и абсолютного. Практика, ее неопределенность, не позволяет знаниям превратиться в абсолют, и в то же время практика носит строго определенный характер, позволяющий четко отделить в знании истинное от ложного.

Таким образом, истина — это не есть абстрактное мертвое, раз навсегда данное представление о мире, зафиксированное в логико — понятийной и теоретической форме.

Наоборот, истина всегда конкретна и диалектична. Поэтому способом существования познания является его приращение и развитие знания, связанного с переходом от незнания к знанию, от неполного, неточного знания, к более полному и точному. Основой этого процесса является практика.

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Курс лекций для студентов не философских специальностей