Товарная номенклатура ВЭД

               Тема № 1: Основные понятия в области классификации и кодирования

Классификация (от лат. сlassic – разряд, facere – раскладывать) – это последовательное распределение множества объектов на определенные подмножества. Образующуюся при этом систему называют классификацией.

Классификация товаров позволяет:

– выявлять обобщающие характеристики качества товаров;

– изучать структуру ассортимента товаров, организовывать рациональный учет товаров;

– правильно производить экономические операции с товарами (исчисление пошлин и т.д.);

– вести автоматизированный учет товаров.

Объектом классификации называется элемент классифицируемого множества.

Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Один из важнейших вопросов классификации – правильный выбор признака, по которому тот или иной товар будет отнесен к определенной группировке.

Основными признаками классификации товаров являются:

– единство технологических процессов производства;

– направление или цель использования товаров;

– физико-химические свойства.

Глубина классификации – это число ступеней классификации, которое зависит от степени конкретизации группировок и числа признаков, необходимых для решения конкретных задач.

Классификационная группировка – подмножество объектов, полученное в результате классификации. Чем больше классификационных группировок, тем сложнее классификация.

Различают три метода классификации: иерархический, фасетный и смешанный.

Иерархический метод (рис. 6.1) предполагает последовательное деление множества объектов на подчиненные классификационные группировки (подмножества). На рисунке представлена схема  иерархического метода классификации виноградных вин.

 

clip_image001

 

Рис. 6.1. Иерархический метод классификации (на примере виноградных вин)

 

При иерархической классификации распределение объектов производится от более общего признака к менее общему и каждое последующее звено конкретизирует признак вышестоящего звена.

Основное преимущество иерархической классификации заключается в ее большой информационной емкости, легкости и привычности применения. Недостатком же является слабая гибкость структуры и заранее установленный порядок ступеней распределения, не допускающий при отсутствии резервной емкости введения новых объектов и признаков.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически может быть бесконечна, но на практике такая классификация слишком сложна, поэтому если нужно увеличить число признаков, то применяют фасетный метод классификации.

Фасетный метод классификации – это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (фасеты). Особенность фасетной классификации состоит в том, что отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу; каждый фасет, относясь к одному и тому же множеству, характеризует только одну из сторон этого множества. Классификационные группировки при фасетной классификации образуются из объектов, взятых из соответствующих фасетов (рис. 6.2).

clip_image002

 

Рис. 6.2. Фасетный метод классификации (на примере тканей)

 

Преимуществом фасетной классификации является гибкость структуры, так как изменения в любом из фасетов не оказывают влияния на остальные. Недостатком фасетной классификации является недостаточно полное использование емкости, непривычность применения, а также сложность использования этого метода для ручной обработки информации.

Каждый из методов классификации имеет свои недостатки и преимущества, поэтому в ряде случаев используют сразу оба метода (смешанный метод).

Кодирование товаров – это образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Существует четыре метода кодирования: порядковый, серийно-порядковый, параллельный и последовательный.

Порядковый метод заключается в том, что образование и присвоение кода осуществляется из чисел натурального ряда.

Серийно-порядковый метод состоит в том, что образование и присвоение кода производится из чисел натурального ряда с закреплением отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.

Последовательный метод предполагает образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.

Параллельный метод заключается в том, что образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации происходит с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.

Классификатор – это систематизированный перечень классифицируемых объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение (код).

Структура классификатора характеризуется позициями и емкостью. Позиция классификатора – это наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Емкость классификатора – это наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор.

Категория классификатора – признак, указывающий на принадлежность классификатора к определенной группе в зависимости от уровня его утверждения и сферы применения. Классификаторы бывают: общероссийские; отраслевые; классификаторы предприятия.

Номенклатура – это система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники, практической деятельности. Товарная номенклатура – это классификатор товаров.

 

You are here: Главная Экономика и Финансы ВЭД Товарная номенклатура ВЭД