Лекция по налогам и налогообложению

 

Тема 1.7: Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

 

1.     Понятие налогового правонарушения. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.     Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Формы вины при совершении налогового правонарушения.

3.     Составы налоговых правонарушений.

4.     Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах и законодательства о бухгалтерском учете.

 

1.Налоговая ответственность представляет собой применение налоговых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.

Вступившая в действие часть первая Налогового кодекса РФ установила общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (глава 15), виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (глава 16).

Налоговое правонарушение — это совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое установлена ответственность. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъектами налоговой ответственности являются: налогоплательщики (организации и физические лица), налоговые агенты (юридические лица и предприниматели), сборщики налогов и сборов (государственные органы и другие уполномоченные органы и должностные лица). Кроме того, в главе 18 НК РФ установлены виды нарушений законодательства о налогах и санкций за эти нарушения в отношении банков.

Статьей 108 НК определены следующие общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

-         налогоплательщик не виновен в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;

-         налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается на налоговые органы;

-         неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении им налогового правонарушения толкуются в его пользу;

-         налогоплательщик, налоговый агент вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

Нормативными актами изменены условия, согласно которым налогоплательщик освобождается от ответственности. Ранее он мог сделать изменения в налоговой декларации, уплатить налоги и пени во время проведения налоговой проверки и таким образом избежать соответствующей ответственности. В настоящее время налогоплательщик освобождается от ответственности, только уплатив недостающую сумму налога и пени до подачи заявления о внесении изменений и дополнений к налоговой декларации.

2.     Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1)    отсутствие события налогового правонарушения;

2)    отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3)    совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4)    истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий, хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Кодекс (ст.111) признает два обстоятельства, исключающих вину юридического лица в отношении налогового правонарушения: совершение его вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств; исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом.

При применении налоговой ответственности законодательство учитывает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

-         совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

-         совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

-         иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Срок давности привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения определен в три года. Для налоговых органов срок давности взыскания санкций установлен не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

3.     В зависимости от направленности противоправных действий выделяют следующие виды нарушений в налоговой сфере:

-         нарушения в системе налогов;

-         нарушения против исполнения доходной части бюджетов;

-         нарушения в системе гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

-         нарушения против контрольных функций налоговых органов;

-         нарушения порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности;

-         нарушения обязанностей по уплате налогов;

-         нарушения прав и свобод налогоплательщика.

В зависимости от субъекта ответственности установлены три вида налоговой ответственности:

1)           за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов (для налогоплательщиков);

2)           за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (для сборщиков налогов);

3)           за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков (для кредитных учреждений).

Налоговая ответственность наступает при совершении одного из правонарушений, приведенных на рисунке 1.

 

 Составы нарушений в зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия:

1. Сокрытые или занижение объектов налогообложения;

- занижение дохода (прибыли);

- сокрытие иного объекта налогообложения;

2. Нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения;

- осутствие учета объекта налогооб-ложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода;

- ведение учета объекта с нарушением принятого порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода;

3. Нарушение порядка представления документов в налоговый орган;

- несвоевременное предоставле-ние необходимых документов для исчисления и уплаты налогов;

4. Нарушение порядка уплаты налога;

- задержка уплаты налога;

- неполное, несвоевременное удержание или неперечисление суммы платежей в бюджет сборщи-ком налогов

    

Сокрытие доходов как налоговое правонарушение — это прежде всего не отражение в бухгалтерском учете выручки от реализации (продукции, услуг, основных фондов) и доходов от внереализационных операций:

-         неоприходование поступивших денежных средств;

-         неоприходование бартерного товара;

-         невключение в балансовую прибыль доходов от внереализационных операций;

-         невключение в учет перечисленных со счета денежных средств при уступке требования и переводе долга контрагенту.

Занижение дохода (прибыли) — это неправильный расчет налоговой базы при правильном отражении выручки в учете.

Занижение дохода приводит к недоплате иных налогов и сборов. Наиболее распространенными способами занижения дохода являются:

-         неправомерное отнесение расходов на себестоимость;

-         неотражение или неверное отражение курсовых разниц по валютным операциям;

-         отнесение затрат по ремонту на себестоимость при наличии ремонтного фонда;

-         неправильное списание убытков;

-         невключение в базу внереализационных доходов, которые отражены в бухгалтерском учете не на тех счетах;

-         счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.

Сокрытие или неучет объекта налогообложения касаются всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта — отсутствие в учете предприятия первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения. Все способы сокрытия дохода (прибыли) приводят к сокрытию объектов налогообложения по разным налогам (НДС, акцизы, налог на пользователей автодорог). Неоприходование полученных материальных ценностей влечет сокрытие объекта по налогу на имущество.

Неучет объекта связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведения учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, предусматривают применение штрафных санкций.

Отсутствие учета объектов налогообложения как одно из налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсутствия сальдо прибыли за отчетный период на бухгалтерском счете 80.

Ведение учета с нарушением установленного порядка обусловлено:

-         отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей;

-         отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношения к производству и реализации продукции;

-         отнесением затрат на себестоимость не в том периоде, в каком это должно быть.

Непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов для налогового производства влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от возникшей недоплаты или переплаты по налогу.

Задержка уплаты налога. Налоговой ответственностью за это правонарушение является взыскание пени.

НК РФ не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пеня — это дополнительный платеж для компенсации потерь бюджета в части недополучения налоговых платежей в срок. Это значит, что освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности.

Неудержание налога у источника выплаты. Сборщики налогов и сборов несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц.

С предприятий в бесспорном порядке взыскиваются соответствующие суммы и штраф, а также, за несвоевременное перечисление, — пеня за каждый просроченный день. Ответственность наступает лишь при выплате дохода физическому лицу и фактическом получении лицом этого дохода.

В соответствии со статьями 132-135 НК к видам нарушений банком обязанностей предусмотренных налоговым законодательством, относятся:

-         нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

-         нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

-         неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

-         неисполнение банком решения о взыскании налога.

4.     Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и законодательства о бухгалтерском учете подразделяется на административную и уголовную.

Основным отличием между этими видами ответственности является то обстоятельство, что уголовная ответственность может применять только в отношении физических лиц (граждан и должностных лиц), а административная ответственность — в отношении организаций и физических лиц. Кроме того, административная ответственность за нарушение налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете применяется, как правило, в виде штрафов, а для уголовной ответственности характерны не только имущественные санкции (штрафы), но и санкции против свободы личности. Также если нормы уголовной ответственности содержатся только в Уголовном кодексе Российской Федерации, то нормы административной ответственности могут содержаться в неограниченном числе законов (в данном случае — это часть первая Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 21.03.91 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — НК РФ и Закон №943-1).

Составы правонарушений и санкции за их совершение указаны в приводимой ниже таблице1.

 
 

Таблица 1. Составы правонарушений и санкции за их совершение.

 

Правонарушение

Санкция

Административная ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов

Статья 116 НК РФ

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на период 90 дней и менее

- на срок более 90 дней

 

5 тыс. руб.

 

 

10 тыс.руб.

Статья 117 НК РФ

Ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе

 

- более трех месяцев

 

10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс.руб.

20% от таких доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней

Статья 118 НК РФ

Нарушение налогоплательщиком срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке

 

5 тыс.руб.

Статья 119 НК РФ

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации на период 180 дней и менее

 

 

 

 

 

- в течение более 180 дней

 

5% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от этой суммы и не менее 100руб.

30% суммы налога и 10% этой суммы за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Статья 120 НК РФ

Грубое нарушение1 организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода

-         в течение более одного налогового периода

-         если эти деяния повлекли занижение налоговой базы

 

5 тыс.руб.

 

 

15 тыс.руб.

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс.руб.

Статья 122 НК РФ

Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий)

- умышленно

 

20% неуплаченных сумм налога

 

 

40% неуплаченных сумм налога

Статья 123 НК РФ

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

 

20% суммы, подлежащей перечислению

Статья 124 НК РФ

Незаконное воспрепятствование доступу долждностного лица, проводящего налоговую проверку, на территорию, в помещение налогоплательщика, налогового агента

 

5 тыс.руб.

Статья 125 НК РФ

Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест

 

10 тыс.руб.

Статья 126 НК РФ

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ актами законодательства о налогах и сборах

 

Отказ предоставить предусмотренные НК РФ документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от их предоставления либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями (при отсутствии правонарушения по ст. 135. 1 НК РФ)

-         организацией

-         физическим лицом

 

50 руб. за каждый непредоставленный документ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 тыс.руб.

500 руб.

Административная ответственность свидетелей, экспертов, переводчиков, иных лиц

Правонарушения

Санкция

Статья 128 НК РФ

Неявка (уклонение от явки) без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Неравномерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний

 

1 тыс.руб.

 

 

3 тыс.руб.

Статья 129 НК РФ

Отказ от эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

 

500 руб.

 

1 тыс.руб.

Статья 129.1 НК РФ

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу (при отсутствии правонарушения по ст. 126 НК РФ)

- повторно в течение календарного года

 

1 тыс.руб.

 

 

 

5 тыс.руб.

Административная ответственность банков

Статья 132 НК РФ

Открытие счета организации или индивид. Предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, открытие счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам этого лица

Несообщение налоговому органу сведений об открытии (закрытии) счета организацией или индивидуальным предпринимателем

 

10 тыс.руб.

 

 

 

 

20 тыс.руб.

Статья 133 НК РФ

Нарушение срока исполнения поручения плательщика налога или сбора либо налогового агента о перечислении налога (сбора)

 

1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Статья 134 НК РФ

Исполнение при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора) либо иного платежного поручения, имеющего преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд)

 

20% от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности

Статья 135 НК РФ

Неправомерное неисполнение в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога (сбора), а также пени

 

Совершение действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа

 

1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки

30% не поступившей в результате таких действий суммы

Статья 135.1 НК РФ

Непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или индивидуальных предпринимателей в установленный срок

 

10 тыс.руб.

Административная ответственность граждан и должностных лиц

Пункт 12 ст.7 Закона РФ от 21.03.91 №943-1

-         сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения, отсутствие бухгалтерского учета, ведение его с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов, непредставление, несвоевременное представление, представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, декларации и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов

-         указанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания

-         нарушение законодательства о предпринимательской деятельности или занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, отсутствие учета доходов или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление декларации либо включение в декларацию искаженных данных гражданами

-         указанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания

Невыполнение должностными лицами организаций и гражданами следующих требований налоговых органов:

-         предоставить справки, документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для правильного налогообложения;

-         представить возможность обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения;

-         устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах;

-         приостановить операции организаций и граждан по счетам в банках в установленных случаях

 

От 2 до 5 МРОТ на каждого виновного должностного лица организации

 

 

 

 

 

 

 

От5 до 10 МРОТ

 

От 2 до 5 МРОТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От5 до 10 МРОТ

 

 

Статья 11 Закона РФ от 24.06.93 №5238-1

Невыполнение должностными лицами организаций и гражданами следующих требований налоговой полиции:

-         допуска в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемыми налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли);

-         устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, представления отчетной, иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета;

-         см. иные полномочия налоговой полиции

 

До 100 МРОТ

 

Пункт 3 ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 №2020-1

Непредоставление нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, сведений, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, в установленный срок

 

5 МРОТ

Уголовная ответственность граждан и должностных лиц

Статья 198 УК РФ

Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере

 

То же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных статьями 194,198,199 УК РФ

 

От 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, или арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до двух лет

От 500 до 1000 МРОТ или размер заработной платы или одного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо лишение свободы до 5 лет

Статья 199 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере

 

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 4 лет

То же деяние, совершенное:

-         группой лиц по предварительному сговору;

-         лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194,198,199 УК РФ;

-         неоднократно;

-         в особо крупном размере

 

Лишение свободы от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет

«1»Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи НК РФ понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (ст.120 НК РФ). В связи с этим ст. 120 НК РФ широко применяется на практике для наложения штрафов на организации, нарушающие законодательство о бухгалтерском учете.

«2» В соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» определение МРОТ для целей исчисления санкций производится с 1 июля 2000г. по 31 декабря 2000г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001г. — исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

«3» Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пятьсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 198 УК РФ).

«4» Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

 

Следует учитывать, что с 1 января 1999г. (момента введения в действие части первой НК РФ) пеня за  просрочку уплаты налогов и сборов является компенсационной мерой, а не санкцией. Поэтому пеня взимается независимо от факта совершения правонарушения.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

      Необходимо учитывать, что одним из обстоятельств, исключающим возможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, является выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компенсации (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов) (ст.111 НК РФ). В связи с этим в данном случае 20-процентный штраф от суммы недоимки, предусмотренный ст.122 НК РФ, за неуплату (неполную Уплату) налога взыскан быть не может.

Однако поскольку пеня не является налоговой санкцией, то не уплата (недоплата) налога вследствие выполнения вышеуказанных письменных разъяснений уполномоченных (налоговых, финансовых и пр.) органов не освобождает от уплаты пени, размер которой не ограничен и может превысить сумму недоимки.

       Следует учитывать, что при привлечении к ответственности за указанные нарушения действует принцип виновной ответственности (т.е. необходимо доказать наличие вины). При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

       Кроме того, все санкции за нарушение налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете с граждан и организаций могут быть взысканы только в судебном порядке. При этом граждане  и организации имеют право обжаловать акты государственных органов о наложении санкций.

                  

   Вопросы для самопроверки знаний:

1.     Дайте понятие налогового правонарушения.

2.     Перечислите общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

3.     Что означает принцип невиновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения?

4.     При каких обстоятельствах налоговое правонарушение признается совершенным умышленно?

5.     Какие обстоятельства могут расцениваться как смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения?

6.     Каковы сроки давности для привлечения к налоговой ответственности?

7.     В зависимости от направленности противоправных действий какие виды нарушений выделяют в налоговой сфере?

8.     Какая ответственность предусматривается за нарушение законодательства о налогах и сборах?

Вы здесь: Главная Экономика и Финансы Налогообложение Лекция по налогам и налогообложению