Конспект лекция по Финансам. Часть 2

Тема 6. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

6.1. Сущность общегосударственных целевых фондов и их назначение


Государственный бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Его средства являются обезличенными и обеспечивают реализацию функций государства.

Однако у государства могут быть определенные потребности, имеющие особенное значение, которые поэтому должны иметь соответствующее гарантированное финансовое обеспечение. Это и является основанием для образования фондов целевого назначения.

Обычно такие фонды называются внебюджетными специальными фондами государства.

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и специальные, в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные (местные).

Внебюджетные фонды позволяют:

– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

– оказывать специальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских, местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Источники формирования внебюджетных фондов определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность и вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Правом образования внебюджетных фондов обладают государственные и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на государственном уровне, как правило, характеризуются выявлением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающих в государственные и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, Государственный фонд занятости населения и др. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников (фонды природоохранных мероприятий и др.)

 

Вы здесь: Главная Экономика и Финансы Финансы Конспект лекция по Финансам. Часть 2