Организация деятельность коммерческого банка. Часть 1

Выводы:

Безналичный денежный оборот (расчет) охватывает расчеты между всеми субъектами рынка. Осуществление безналичных расчетов порождает взаимные межбанковские расчеты, осуществляемые через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

Для осуществления движения средств между банками корреспондентские счета могут быть открыты коммерческим банком (или для коммерческого банка) в рамках той или иной системы расчетов. Вся совокупность схем корреспондентских отношений в России называется национальной платежной системой финансовых расчетов. Сюда же, как составная часть национальной платежной системы, относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках (или иностранным банкам).

В нашей стране межбанковские расчеты осуществляются через специально создаваемые органы ЦБР — расчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков, через которые банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего объекта. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР.

Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах счетов — счета ЛОРО и счета НОСТРО. Счета ЛОРО и НОСТРО являются зеркальным отражением друг друга.

Основным инструментом для совершения безналичных платежей в Российской федерации является система валовых расчетов Банка России.

В настоящее время расчеты осуществляются по сеансовой технологии.

Частным случаем расчетной системы может служить установление прямых корреспондентских отношений между банками.

Внутри банковские расчеты осуществляются, минуя корсчета. Расчеты между РКЦ осуществляются через систему межфилиальных оборотов.

Важное место в системе межбанковских расчетов занимают клиринговые расчеты, которые проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.

Главный принцип — это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.

Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. При этом клиент сам выбирает форму безналичных расчетов. Платеж должен быть осуществлен в сроки, предусмотренные договором при наличии у плательщика средств на счете в банке.

Предприятия имеют право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.

В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.

Каждое предприятие может иметь в банке только один основной счет расчетный или текущий. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекта документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании, в котором определены права и обязанности банка и клиента.

Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т.е. система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.

В соответствии с действующим законодательством допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

- платежные поручения — письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств;

- платежные требования — требование поставщика к покупателю оплатить стоимость выполненных работ на основании приложенных документов;

- аккредитивы — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях предусмотренных в аккредитивном заявлении.

Кроме перечисленных существует еще вексельная форма расчетов, которая представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа — векселя.

Кассовые операции коммерческих банков обеспечивают налично-денежный оборот. Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам, выписываемым бухгалтерией.

Вопросы для повторения:

1. Перечислите права и обязанности клиента и банка по договору банковского счета.

2. Каким организациям и для каких целей может быть открыт в банке текущий счет?

3. Как, по вашему мнению, можно ли со счета недоимщика выплачивать заработную плату сотрудникам предприятия?

4. Какие услуги предлагает банк при организации акционерного общества до получения лицензии?

5. Сколько разрядов включает в себя расчетный счет организации в коммерческом банке и какая информация в нем содержится?

6. Для каких целей и кому открывается счет ”С”, счет ”И”, и счет ”Т”?

7. Нарисуйте схему прохождения платежей при прямых корреспондентских отношениях между банками.

8. Какие обязательные данные должны содержать расчетные документы?

Тесты к лекции 6:

№1

Безналичные расчеты в российских банках осуществляются с применением:

1. платежных требований и платежных поручений;

2. платежных требований, векселей;

3. платежных требований и чеков;

4. платежных поручений, векселей и платежных требований.

№2

Расчеты покрытыми аккредитивами предусматривают:

1. открытие аккредитива на специальном балансовом счете в банке-эмитенте;

2. открытие аккредитива на специальном балансовом счете в исполняющем банке;

3. открытие аккредитива в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

№3

Подкрепление корреспондентского счета банка может производиться путем:

1. осуществления проводки: дебет корсчета — кредит кассы;

2. сдачи наличных денег в РКЦ;

3. снятия средств с резервных счетов.

№4

В банковской практике существуют следующие формы акцепта:

1. положительный и предварительный;

2. положительный, отрицательный и предварительный;

3. отрицательный и предварительный;

4. положительный и отрицательный.

Вы здесь: Главная Экономика и Финансы Банковское дело Организация деятельность коммерческого банка. Часть 1