Особенности аудита в страховых организациях

 

Лекция по теме “Особенности аудита в страховых организациях”

1. Требование обязательного аудита деятельности страховщиков

 

Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ» страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты... после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.

Аудиторские проверки страховщиков проводятся аудиторами имеющими квалификационный аттестат аудитора в области аудита страховщиков.

Специфические особенности аудита страховщиков предопределены наличием специального страхового законодательства, особенностями в ведении бухгалтерского учета страховых операций и составлении бухгалтерской отчетности, расчета страховых резервов, существующими специфическими особенностями в налогообложении страховых операций и т.д.

В настоящее время учет операций в страховых организациях ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, с учетом дополнений и особенностей применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. № 69н. Указанными дополнениями и особенностями предусмотрена специфика учета страховых взносов и страховых выплат по прямому страхованию, операций по перестрахованию, формирования страховых резервов, учета расходов на ведение дела и т.д.

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность страховые организации представляют также в соответствии со специальными требованиями (см. п. 27.2). Формы бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора, а также инструкции по их составлению и заполнению утверждены Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. № 113н. Например, баланс страховой организации отличается наличием в пассиве статей страховых резервов; отчет о прибылях и убытках содержит более подробный перечень статей доходов и расходов.

clip_image001С учетом специфических особенностей проведения финансовых и хозяйственных операций, связанных с осуществлением страховой деятельности, в план аудит годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности страховщика включаются следующие разделы:

1. Общие сведения об организации.

Знакомство с аудируемым лицом.

Сбор информации и регистрационных документов.

2. Общие вопросы.

Оценка системы внутреннего контроля организации.

Оценка системы внутреннего контроля за деятельностьюфилиалов.

Аудит учетной политики.

Проверка правильности применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций с учетом особенностей, существующих для страховых организаций.

Оценка системы документооборота и оформления первичных документов.

3. Аудит правовых аспектов деятельности.

3.1. Проверка наличия и соответствия законодательству, действующему в Российской Федерации, документов, подтверждающих право на осуществление страховой деятельности:

· учредительных документов;

· свидетельства о государственной регистрации;

· лицензии на осуществление страховой деятельности.

Проверка соответствия проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

Аудит формирования уставного капитала.

4. Аудит страховых операций.

Аудит страховых премий (взносов).

Аудит страховых выплат.

Аудит расчетов по регрессным претензиям.

Аудит перестраховочных операций.

Аудит расчетов со страховыми посредниками.

5. Аудит страховых резервов.

Аудит формирования резерва по страхованию жизни.

Аудит формирования резерва незаработанной премии.

Аудит формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков.

Аудит формирования резерва произошедших, но незаявленных убытков.

Аудит расчета доли перестраховщиков в страховых резервах.

Аудит формирования стабилизационного резерва.

Аудит формирования резерва выравнивания убытков (по ОСАГО).

Аудит формирования запасного резерва и резерва оплаты медицинских услуг (по ОМС).

5.9. Проверка соответствия размещения страховых резервов установленным Правилам.

6. Аудит расходов организации.

Аудит общехозяйственных расходов.

Аудит прочих расходов.

Аудит расходов будущих периодов.

Проверка отчислений в резерв гарантий и текущих компенсационных выплат по ОСАГО.

7. Проверка использования резерва предупредительных мероприятий (в случае его формирования).

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Аудит материальных и нематериальных ценностей.

Аудит кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами.

Аудит финансовых вложений.

Аудит прочих доходов.

Аудит формирования финансовых результатов.

Проверка учета расчетов по налогу на прибыль.

Проверка отражения в учете отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Проверка годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проверка расчета маржи платежеспособности и соблюдения нормативного соотношения активов и обязательств страховщиком.

You are here: Главная Экономика и Финансы Аудит Особенности аудита в страховых организациях