Основы природообустройства

Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является составной частью экологической оценки и ее обязаны осуществлять авторы любого проекта. Она должна содержать достоверные количественные оценки планируемой деятельности на окружающую среду при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую деятельность. Процедуры ОВОС регламентированы Федеральным законом «Об охране окружающей среды» , «Положением об оценке воздействия намечаемой и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»)

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) 

Концепция ОВОС была впервые введена в США с принятием Закона о национальной политике в области охраны окружающей среды 1969 года. ОВОС используется для выявления отрицательного воздействия планируемого проекта на окружающую среду до его одобрения и реализации, а также для планирования соответствующих мер по сокращению или предотвращению такого воздействия. В большинстве стран Европы и некоторых странах бывшего СССР ОВОС имеет статус национального закона.

         По своим функциям и особенностям ОВОС — инструмент превентивного характера, а не метод решения уже возникшей проблемы. Поэтому ОВОС — это процесс, который гарантирует, что все экологические последствия от реализации хозяйственной деятельности приняты во внимание перед тем, как решение реализовано.

         Задачами ОВОС являются:

- выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях: предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности; изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий; последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;

- выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально- экономических и экологических оценок каждой из них;

- формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования

         Процедура ОВОС дает возможность провести анализ возможных воздействий на окружающую среду и документировать их в виде отчета, после этого провести общественные слушания по рассмотрению отчета, принять во внимание все комментарии граждан и представить отчет с окончательным решением и, наконец, информировать общественность об этом решении.

         Главные цели ОВОСа в контексте природообустройства следующие:

         - оценить возможные изменения в природных и антропогенных экосистемах;

         - определить пути минимизации негативного влияния на окружающую среду и биоту;

         - предложить альтернативы с различными экологическими последствиями;

         - оценить риски как вероятность проявления незапланированных последствий природообустройства в экстремальных условиях

         - рассмотреть сценарии антропогенных катастроф или разрушений и способов ликвидации их последствий (поломки на насосных станциях, нарушение энергоснабжения, прорыв дамб, выход из строя очистных сооружений и др.);

         - ознакомить лиц, принимающих решения, с возможными последствиями осуществления намечаемого проекта;

         - сообщить общественности об эффективности проекта и возможных экологические последствиях; стимулировать дальнейшее участие общественности в процессе принятия решений, связанных с реализацией проекта.

Методы ОВОС:

- обобщение опыта природообустройства (метод аналогии);

- матричный метод  путем заполнения таблиц «виды воздействий — компоненты природы», «виды деятельности — изменения компонентов природы» и т.п.; 

- сопряженный анализа карт состояния природных объектов до и после природообустройства;

- метод потоковых диаграмм и схем, например, схемы водохозяйственных балансов до и после обустройства водных объектов;

- имитационное моделирование функционирования природных и измененных геосистем, успешность этого метода зависит от полноты списка моделируемых процессов, их внутренней взаимосвязи (см. принципы целостности и открытости), а также от глубины изученности природных процессов и наличия достоверной информации о свойствах природных тел;

- метод экспертной оценки, проявляющийся в заполнении матриц типа «воздействие — последствия», построении качественных шкал оценок воздействия.

ОВОС базируется на следующих принципах:

1.Обязательность для определенных видов и объектов хозяйственной деятельности.

2. Превентивность. ОВОС применяется в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования.

3. Вариантность. При оценки воздействий на окружающую среду должны быть рассмотрены альтернативные проектные решений и предложены, при необходимости, новые варианты.

4. Комплексность. Интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений.

5. Гласность. Доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта.

6. Ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

      

Порядок проведения ОВОС. Перед началом проектирования и проведения ОВОС Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности. Оно представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления. Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов. Вся документация по ОВОС подготавливается заказчиком намечаемой деятельности и предназначается для заказчика проектной документации и для государственных органов власти, управления (в том числе в области регулирования природопользования) и контроля (в том числе органов экологического контроля). Отсюда определяются и цели его подготовки: Во-первых, это обоснование проектного замысла с рассмотрением реальных и разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок для ее осуществления. Во-вторых, выбор принципиальных инженерных, технологических, архитектурно — планировочных и других проектных решений в рамках намечаемой деятельности. В третьих, получения условий на проектирование в органах власти, государственного управления и контроля.

      

   Для каждого варианта проводиться сбор и анализ имеющейся информации об основных особенностях окружающей среды в районах возможных площадок для осуществления намечаемой деятельности. На основании этого анализа выполняется обоснование необходимости и целесообразности реализации проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности. Далее выявляются принципиальные варианты проектных решений в соответствии с проектным замыслом. После этого определяются характеристики основных видов, источников и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.

         Характеристики основных видов воздействий могут быть получены на основании экспертных прогнозов и оценки изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений.

         На основании прогнозов могут быть предложены мероприятия для предотвращения или смягчения выявленных неблагоприятных воздействий по основным вариантам. Если данных не хватает, то могут быть сделаны дополнительные изыскания и исследования для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности.

         В состав «Проекта ….» обычно входят следующие разделы:

1.Описание основных особенностей окружающей среды.

2.Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок.

3.Описание возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом.

4.Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия  по  основным вариантам проектных решений.

5.Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений.

6.Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам.

7.Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности.

         Большинство из этих разделов необходимы в проектах  деятельности, связанной с природообустройством.

В первом разделе описываются те аспекты окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки.  В первую очередь здесь должны быть проанализированы существующие источники антропогенного воздействия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду; состояния атмосферного воздуха, поверхостных и подземных вод, почв, недр, растительного и животного мира, состояние материальных и культурно — исторических памятников; социально — экономические аспекты территории: инфраструктура, занятость населения и ее формы, связь, демография, жилищный фонд и т.д.

Во втором разделе проводится анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок. Здесь описываются цели, характер, средства, места и сроки реализации намечаемой деятельности. При этом приводится описание возможных альтернатив. Альтернативы могут включать варианты территориального размещения намечаемой деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой рассмотренных альтернатив), "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего характера использования возможных площадок).

В третьем разделе описываются принципиальные варианты проектных решений в соответствии с проектным замыслом, такие как: инженерные (природообустроительные), технологические, архитектурно-планировочные, организационные и другие.

Четвертый раздел посвящается описанию и характеристики основных источников, видов и объектов воздействия.

Основные объекты воздействия должны включать:

- воздух, воду, почву, флору, фауну, местный климат, ландшафт, исторические памятники, другие материальные объекты;

- население, попадающее в зону воздействия;

- социально-экономические условия жизнедеятельности населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную инфраструктуру, этнические особенности и т.д.

Пятый раздел посвящается экспертным оценкам и прогнозам изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений. В этом разделе могут быть приведены как краткие экспертные оценки, так и прогнозы по таким показателям как качество воздуха, количество и качество поверхностных и подземных вод, прогноз влияния на недра, прогноз состояния растительного и животного мира, материальных и культурно-исторических памятников.

Шестой раздел  посвящается предложениям и мероприятиям направленных на предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам. Здесь могут быть инженерные, технологические,  архитектурно-планировочные мероприятия.

В том случае, если для прогнозов или принятия решений не хватает информации, разрабатывается седьмой раздел «Проекта ….» — программы дополнительных изысканий и исследований компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности.

Представление и рассмотрение «Проекта….». Проект , как целостный документ предварительной экологической оценки, передается на рассмотрение по трем направлениям: в органы государственного контроля, государственного управления, в органы власти.

 В органах государственного контроля определяется полнота охвата проекта и проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок

В государственных органах (территориального) управления определяется полнота охвата и проработанность вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок. Здесь же принимают решение о принципиальной возможности и приемлемости предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности. подготавливается проект решения государственного органа власти об условиях дальнейшего проектирования.

 В органах власти (Правительство страны, Администрация области или района) принимаются (утверждаются) решения о перечне условий, выполнение которых, как минимум, необходимо при дальнейшем проектировании на возможных площадках. В перечень условий могут быть включены ,например,  ограничения, связанные с правовым статусом территории или с природной и техногенной обстановкой. Здесь же может быть принято решение о дополнение программ изысканий и исследований; о нецелесообразности продолжения проведения последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду.

Проведение Общественных слушаний ОВОС. Общественные слушания организуются и проводятся в целях информирования заинтересованных сторон о намечаемой деятельности или разрабатываемом проекте, выявляются все заинтересованные стороны, происходит организация обмена информацией.  При этом выявляется и фиксируется все возможные неблагоприятные экологические последствия. В процессе Общественных слушаний происходит поиск взаимоприемлемых решений (для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности.

На основе Общественных слушаний происходит корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой деятельности.

Общественные слушания включают следующие этапы: уведомление о слушаниях; представление и обсуждение ОВОС на публичных слушаниях; формирование "Листа замечаний"; приостановка общественных слушаний.

В результате обсуждения ОВОС и доработки проектных материалов Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке, исходя из экологических и связанных с ними последствий ее осуществления, на представленных и зафиксированных условиях.

Оформление результатов проведения ОВОС. Основные выводы по возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом выявленных экологических, экономических и социальных последствий излагаются в специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или проекту строительства. . Оформленные таким образом материалы представляются на экспертизу.

Вы здесь: Главная Экология Основы природообустройства