Логика деловых отношений — Деловая культура России

Деловая культура России 

 

При обсуждении тех или иных вопросов повестки дня переговоров для советской стороны скорее были важны общие цели, нежели то, как можно решить ту или иную проблему. Традиционно для советской стороны стремление действовать осторожно, не рискуя. В случае выбора между более или менее рискованным вариантом решения, всегда предпочитали менее рискованный. Ориентация на избежание риска, страх неудачи неизбежно влекли за собой ограничение инициативы на переговорах. Советские участники переговоров предпочитали скорее реагировать на то, что предлагал партнер, нежели выдвигать собственные варианты решения.

Согласно американским авторам, советская сторона часто понимала компромисс как сближение позиций на основе взаимных уступок. У американской стороны сложилось твердое впечатление, что компромисс для советских — это вынужденная и временная мера.

Советская тактика переговоров отличалась тем, что в самом начале русские стремились значительно завышать свои требования (сказывалась привычка требовать больше, потому что в итоге получали меньше). Уступки советской стороной рассматривались как слабость, поэтому они делались неохотно.

Характерным было эмоциональное ведение переговоров, с частой сменой настроений — от дружелюбия до крайне холодного отношения. Состав и структура делегации всегда были построены по жесткому иерархическому принципу. Принятие окончательного решения требовало согласования с центром, что затягивало переговоры. Советы всегда требовали неукоснительно исполнение всех обязательств, принятых во время договора, но и сами выполняли их безупречно. Советские представители всегда были высоко компетентными и квалифицированными профессионалами.

 Деловая культура России 90-х гг.

Деловая культура России 90-х гг. оценивается западными специалистами негативно. Например: «джентльменскому соглашению» западные бизнесмены склонны не доверять. Некоторые черты «перешли» к современным русским представителям деловых кругов от «советского периода»: стремление не рисковать, главенство цели, ограниченная инициатива, изначально завышенные требования.

Но современные русские бизнесмены в отличие от советских представителей, не являются высококвалифицированными специалистами. Они слабо ориентируются в целях, рассматривают проблему слишком абстрактно, неспособны видеть альтернативу, сопоставлять различные варианты решений. Всегда уверены, что исход переговоров заранее предрешен.

Русские стремятся к сиюминутной выгоде, медлительны, не заинтересованы в долгосрочных отношениях, избегают принимать на себя ответственность при деловых отношениях. Как правило, не обладают знаниями по технике ведения переговоров, часто не соблюдают переговорный протокол, не обладают навыками этики делового общения.

При первой встрече с деловыми партнерами русские ведут себя слишком вызывающе. Им свойственно хвастовство, выставление на показ своего благосостояния. Нередко во время деловых встреч, переговорный процесс прерывается водителями, женами, секретаршами. Они отвлекаются на разговоры по мобильному телефону. Фраза «без проблем» для русских является «способом» обойти проблему, что на самом деле не является решением. Русские могут согласиться, а затем отказаться от своих слов. Как правило, русские плохо ориентируются в особенностях национальной и региональной психологии своих партнеров. Плохо владеют иностранными языками, не умеют оформлять документацию.

 

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Логика деловых отношений