Психология коммуникации — Типы коммуникаций

Типы коммуникаций

 

1. императивная коммуникация [S => O]

Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.

2. манипулятивная коммуникация [S => O]

Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.

Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.

а) «диктатор». Основная техника — приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все

б) «тряпка». Основная техника — инвалидизация себя

в) «калькулятор». Основная техника — контроль и перепроверка всех и вся

г) «прилипала». Основная техника — преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего

д) «хулиган». Основная техника — угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость

е) «славный парень». Основная техника — преувеличенная забота внимательность, любовь

ж) «судья». Основная техника — высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.

з) «защитник». Основная техника — инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.

Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.

3. диалогическая коммуникация [S S]

Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Психология коммуникации