Этика деловых отношений. Часть 1 — Главные принципы международного бизнеса

Главные принципы международного бизнеса

 

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

- ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;

- экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

- этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

- уважение правовых норм;

- поддержка многосторонних торговых отношений;

- забота об окружающей среде:

- отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества — организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходно­го периода, в которых происходит трансформация основных эконо­мических институтов. Несоблюдение этических принципов на мак­роуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на ре­шение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

- «золотое правило менеджера» — в рамках служебного по­ложения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

- авансирование доверием (в коллективе создаются благопри­ятные условия для принятия решений и их выполнения, ког­да каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

- право на свободу служебного поведения, поступков, дей­ствий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нару­шающих свободу других менеджеров или рядовых сотруд­ников (свобода, не ограничивающая свободу, других);

- справедливость во владении/приобретении полномочий, от­ветственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выхо­дят за рамки организации);

- справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования на­рушить нормы универсальной этики или закона);

- максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию органи­зации или отдельных ее частей, не нарушая при этом суще­ствующих этических норм);

- терпимое отношение менеджера к моральным устоям, уко­ренившимся в менеджменте других стран и регионов;

- разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

- постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюде­ния этических норм в основном базируется на использова­нии социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Две­надцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений.

Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководите­лями собственных этических систем.

 

 

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 1