Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода

КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Универсального и точного определения культуры не существует. Изначальное понятие «культура» связано с определенным типом деятельности, при котором значение имеет не только то, что сделано, но, также, как именно сделано, зачем и с какой целью. А человеческая деятельность является специфическим способом освоения мира. Отсюда культура — это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее, это творческий принцип жизни личности и всего общества в целом.

Культура — это совокупность материальных и духовных благ, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества и передавать от поколения к поколению. Первичной основой и источником человеческой культуры является труд как способ создания искусственных предметов из естественного материала природы, труд как целенаправленное преобразование окружающего мира, общества и самого человека.

В современной культурологии наиболее распространенными определениями культуры являются: технологические, деятельностные и ценностные.

С точки зрения технологического подхода культура понимается как определенный уровень развития производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция культуры рассматривает ее как специфический способ жизнедеятельности человека, который определяет прогресс всего общества. Ценностная теория культуры подчеркивает, прежде всего, роль и значение системы ценностей и ценностных отношений в жизни общества, и в ней культура рассматривается как преобразование идеальных целей и форм жизни в реальные.

Мировая культура пестра и богата, неисчерпаема в своих проявлениях, имеет массу модификаций и переходных форм. Первоосновой любой культуры является язык – понятийно-логический аппарат, который в той или иной мере, присущ мировосприятию каждого народа. Язык не просто средство общения между людьми, но и один из главных способов освоения человеком окружающего мира.

Другим элементом культуры являются знания и убеждения. Знания содержат в себе определенные сведения, информацию об окружающем мире в виде мифологических, религиозных, философских, научных представлений, технических и обыденно-практических знаний. Убеждения являются значительно более эмоционально окрашенными, в них содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной жизни и деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения.

Убеждения как единство знаний, эмоций и воли выступают в самых разнообразных формах. Среди них наиболее важными являются ценности и принципы поведения. Ценности — это определяющий элемент культуры, ее ядро; они затрагивают все сферы деятельности людей — от освоения природы до политического устройства общества, от технических изобретений до элементарного этикета.

Культуру, как целостную систему, обычно условно разделяют на две формы: материальную и духовную, фиксируя в этом разделении принципиальные различия между двумя типами деятельности. Материальная культура (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда и т.д.) охватывает сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты. К духовной культуре (наука, нравственность, литература, философия, религия и т.д.) относится сфера духовного производства и его результаты. К духовной культуре, кроме перечисленного, можно отнести отношения людей между собой, к самим себе, отношения людей к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Промежуточное положение между материальной и духовной культурой занимает социально-политическая культура, под которой понимается как система специальных учреждений, так и вся совокупность практических действий, которые определяют наше бытие в обществе. Особое место здесь занимает семейная культура, способы межличностного общения и поведения человека. Сюда входит как культура воспроизводства человеческого рода, воспитание и обучение детей, так и все многообразие отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, сфера чувственных переживаний.

Культурообразующая деятельность может быть двух видов: творческой и репродуктивной. В процессе творческой деятельности создаются новые культурные ценности. Репродуктивная деятельность воспроизводит культурные ценности и тиражирует их.

Культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, тем не менее, проявляет свою подлинно человеческую сущность именно в области духа, что находит свое выражение, прежде всего, в совершенствовании самого человека. Пытаясь проникнуть в сущность культуры, следует помнить, что в ее огромном мире человек выступает не только в качестве действующего, но и в качестве самоизменяющегося существа, как субъект, и одновременно, как результат своей естественной деятельности.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций. Главной функцией культуры является человекотворческая или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. К важнейшим функциям культуры относятся: функция приспособления, гносеологическая (познавательная), функция трансляции социального опыта, регулятивная (нормативная), аксиологическая (оценочная), функция разграничения и интеграции человеческих групп и многие другие. Все функции культуры тесно связаны, переходят одна в другую и в целом обеспечивают движение человечества по извилистым путям прогресса.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода