Культурология (лекция 1.1)

Тема 1:  Введение в культурологию. Предмет, объект культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии

  

Лекция 1.  КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Цель теоретического курса — познакомить студентов в со­ответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения с историей культурологической мысли, понятийным и категориальным аппаратом данной области научного познания и знания, раскрыть существо основных проблем современ­ной культурологии. Цель исторического раздела — дать представление о специфике, тенденциях и закономерностях развития мировой культуры и о  составляющих её субъектах культур.

Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий «культу­ра» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знаком­ство с основными направлениями методологии культурологического ана­лиза. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин соци­ально-гуманитарного знания Федерального блока государственного обра­зовательного стандарта высшего образования.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослу­шавший курс культурологии, должен знать:

Историко-философские и социокультурные традиции формирова­ния культурологии как науки.

Место культурологии в методологической иерархии социальных наук.

Основные методологические подходы культурологического анали­за: социологический, компаративистский, историко-функциональный, типологический, системно-структурный, историко-теоретический, герменевтический.

Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук.

Основные подходы к определению культуры.

Основные сферы культурной деятельности общества.

Сущность проблемы культурогенеза. Теории, объясняющие пере­ход от животного сообщества к человеческому обществу.

Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.

Специфику античной культурной «картины мира». Всемирно-историческую роль античной культуры.

Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотноше­ние «официальной» и «неофициальной» культур.

Роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре.

Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России.

Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрожде­ния.

Специфику художественной культуры Ренессанса.

Основные направления религиозной мысли и религиозного созна­ния эпохи Реформации.

Социокультурную роль Реформации в становлении западной куль­туры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре За­пада XVII-XVIII вв.

Художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма.

Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.

Понятия элитарной и массовой культуры XX в.

Сущность понятия «пост модерн» как характеристики культуры второй половины XX в.

Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной при­надлежности России.

Значение понятий «раскол», «катастрофизм» применительно к раз­витию русской культуры.

Роль русской православной церкви в истории культуры России.

Специфику русской интеллигенции.

Сущность и основные проявления кризиса русской культурынарубеже XIX-XX вв.

Социокультурную сущность революции 1917г.

Основные черты, достижения и уроки становления и развития советской культуры.

Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов.

Использование студентами полученного культурологического образования в своей последующей личностно-мировоззренческой, гражданской и профессиональной деятельности.

 

В понятие культура вкладывают самый различный смысл в узком смысле под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается и до явлении искусства литературы.

В широком смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепри­нятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику), при­званную обслуживать обеспечивать хозяйственные зада­чи. Явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Поэтому культурологи давно затрудняются дать ему определение.

В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Латинское слово culture означало — возделывание обработка почвы, ее культивирование те изменение в природном объекте под воздействием че­ловека его деятельности, а отличие оттех изменении, ко­торые вызваны естественными причинами. Уже в первона­чальном содержании термина язык выразил важную осо­бенность — единство культуры, человека и его деятельно­сти.

 Понятие культура в отличие от natura (природа) озна­чает «созданное»-«внеприродное». Мир культуры любой его предмет или явление воспринимаются не как следст­вие действия природных сил. А как результат усилий самих людей направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой

Слово «культ» происходитиз того же источника что и слово «культура». Их более древним источником в латыни считается глагол colere — в первоначальном значении «возделывать» «обрабатывать», а позднее употребляв­шийся в значении — «почитать», «поклоняться». В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем культура. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Рождается представление о рыцарстве как своеобраз­ном культе доблести чести и достоинства.

 В эпоху Возро­ждения воскрешается античное представление о культуре, выражающее активное творческое начало в человеке, ко­торый тяготеет к гармоничному возвышенному развитию в современном значении слово культура стало употреб­ляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появи­лось в трудах нем юриста и историографа С. Пуфендорфа.

В настоящее время понятие культура означает истори­чески определенный уровень развития общества, творче­ских сил и способностей человека выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура — это комплекс, включающий знания верования, искусство, мораль законы, обычаи, а также иные способ­ности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В  этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.

Культура является продуктом совместной жизнедея­тельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодейст­вия обозначений и оценок социальной консолидации во имя достижения общих целей упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения груп­повых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных символических, оценочных) и тому подобных. Но она не механическая сумма всех ак­тов жизнедеятельности людей. Ее ядро — это набор «пра­вил игры» коллективного существования выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции).

В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Поэтому нет единой универ­сальной культуры, объединяющейвсех людей на Земле хотя бы минимумом единых социально-культурных черт.

Процесс социализации — это непрерывный процесс ов­ладения культурой и вместе с тем индивидуализации лич­ности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную ин­дивидуальность человека — его характер, психический склад темперамент — менталитет.

 Противоречия процесса социализации показывают, что культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира которое проявляются в противоречии между социа­лизацией и индивидуализацией личности, нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет че­ловеку традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме

Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. В культуре ведется постоянная селекция и отбор форм оказавшихся наиболее эффективными с точки зре­ния утилитарных функций (наиболее приемлемые по сво­ей социальной цене и последствиям, способствующим по­вышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества). Они обретают статус общеприня­тых норм по осуществлению соответствующих функций, включаются в систему ценностей, отражающих социаль­ный опыт данного сообщества, приобретают характер ценностных ориентации регулирующих практическую дея­тельность и транслируются следующим поколениям в ка­честве культурных традиций.

Культуре присущи собственные законы функциониро­вания, которые помогают объяснять изменения, происхо­дящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными или иными причинами.

Таким образом, в культуре выделя­ются определенные этапы, периоды и эпохи, например, — эпоха античной культуры и Возрождения.

 В России выделяются культура славяно-русов дохристианского периода, Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряныйвек поэзииXX века и так далее.