Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Методическое обеспечение научного исследования

Методическое обеспечение научного исследования

 

Что обозначает понятие «методика»?

Понятие «методика», по определению П.Я. Панковской, это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов: (7, С. 96). Основными компонентами методики являются: теоретическая часть; исследуемые явления (предметы), субординация и координация связи между ними; совокупность методов; порядок их применения; порядок и техника обобщения результатов исследования.

Какие есть типы (виды) поиска источников информации?

При всем многообразии поисковых задач, которые ведут научные работники, можно выделить три основных их типа (вида):

а) потребность выявить, отобрать и проанализировать имеющуюся научную и производственную литературу по теме исследования. Эта задача решается, как правило, на первом этапе научного исследования. Такая операция получила название ретроспективный поиск и осуществляется она с помощью вторичных (библиографических) источников, однако могут привлекаться и первичные документы, особенно те, которые имеют прикнижные или пристатейные библиографические списки;

б) потребность быть в курсе новой литературы, которая продолжается печататься или вводится в электронные ресурсы ежедневно. Осуществляется или реализуется эта потребность с помощью вторичных текущих источников или первичных — периодических изданий (журналов) по теме исследования;

в) потребность быстро навести справки относительно трактовки в литературе различных явлений, событий, фактов, методов, уточнить даты, толкования или переводы терминов, получить новые статистические данные по определенной сфере деятельности. Эта потребность реализуется с помощью справочных изданий (традиционных и электронных).

Библиотеки, органы научно-технической информации, вузы, НИИ и другие организации создают для этой цели так называемые информационные ресурсы: библиографические пособия, (текущие и ретроспективные), реферативные журналы, обзорно-аналитические материалы. Будущим библиотечным работникам нет необходимости более подробно рассказывать об этом. Необходимые знания и умения они приобретают при изучении библиотечно-библиографических дисциплин.

Какие могут быть виды чтения?

Виды чтения могут классифицироваться по различным признакам: по целевому назначению бывают: а) ознакомительное чтение. Оно позволяет получить об источнике информации общее впечатление или общее представление о тексте (по содержанию). Ознакомительное чтение предполагает прочитать титульный лист, оглавление (или содержание), аннотацию или предисловие к книге, для научных работников важно прочитать выводы, которые могут дать представление о новизне информации. Изучающее чтение предполагает детальное усвоение содержания книги или какой то ее части. В процессе изучающего чтения делаются разнообразные записи и выписки из текста. Этот вид чтения характерен для учебных целей, процесса обучения и накопления знаний.

Исследовательское чтение — это методическое чтение, подчиненное заранее установленной цели и задачам исследования. Следовательно, исследовательское чтение носит в большой степени избирательный характер, не всегда требует сплошного чтения всего текста, оно предполагает глубокое знание терминологии проблемы исследования, умения анализировать текст, синтезировать, критически оценивать текст с позиции его достоверности, аргументированности, соответствия требованиям логики и теории познания (нормативно-регулятивному знанию) (1).

Несколько другая классификация текстов по дидактическим целям, предложенная американским ученым Б. Блумом, который выделяет шесть видов (уровней) чтения текста:

а) воспроизводящий тип чтения (это уровень знакомства с текстом, опознания и пересказа соответствующей информации);

б) понимающее чтение, требующее понимания студентами или исследователями идей, принципов, теорий, фактов, изложенных в тексте. Проблема понимания является одним из самых сложных в работе с текстом;

в) примеряющее чтение, суть которого сводится к тому, что читающий может прогнозировать применение полученной информации на практике (в образовании, науке, производстве и т.д.);

г) аналитический тип чтения, требующий разложения текста на составные куски (части, абзацы), соответствующие основным мыслям (положениям) автора текста;

д) чтение для синтеза, названное Б. Блумом «просеивающее выращивание». Синтез прочитанного еще более сложный тип чтения, предполагающий создание нового текста — написания реферата, сочинения, обзора, курсовой работы, дипломной и т.д.;

е) критическое чтение текста, связанный с оценкой прочитанного. Оно предполагает: детальную критику оснований, сравнения и противопоставления по некоторым принципам, подробное указание логических противоречий и допущений, чувствительность к контексту и готовность к коррекции собственных выводов. Трудоемкость такого чтения состоит в том, что необходимо прочитать еще много других книг, статей, владеть так называемым методологическим знанием (6).

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере