Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Опросные методы сбора социальной информации

Опросные методы сбора социальной информации

 

Опрос — метод сбора первичной вербальной информации в социальных исследованиях с целью выявления сведений о состоянии индивидуального и общественного сознания или об объективных факторах, событиях путем получения у группы опрашиваемых лиц (респондентов) письменных или устных ответов на упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования. К опросным методам относятся:

анкетирование ­– это заочный опрос, проводимый по определенному плану письменно. Он предполагает получение ответов респондентов на упорядоченный по содержанию и форме список вопросов и высказываний либо один на один с собой, либо в присутствии анкетера;

интервьюирование — это устный опрос «лицом к лицу», построенный на социально-психологическом взаимодействии двух людей, дающего информацию и получающего ее.

Основой анкетирования и интервьюирования является разработка перечня вопросов, которые анкетер или интервьюер задает опрашиваемому (или руководствуется им в процессе интервью (собеседования)).

Есть определенные требования к составлению и отбору вопросов для анкеты и интервью. В вопросник нужно включать только те вопросы, ответы на которые нельзя получить иначе, чем при опросе. Смысл вопросов, их формулировка, лексика должны быть понятны респонденту, соответствовать уровню его образования и культуры.

Вопросы должны задаваться нейтрально, так, чтобы в них не прослеживалась мнение исследователя (например: понравилась ли Вам презентация книги или нет, а не, Вы согласны с тем, что презентация книги была проведена плохо?).

Вопросы, включаемые в анкету или опросный лист при интервью, по содержанию подразделяются на: 1) событийные (библиотека провела, например, презентацию книги и хочет узнать, понравилась она читателям или нет и др.); 2) мотивационные (связанные с внутренними побудительными импульсами (мотивами), интересами. Например, если читателю понравилось (или не понравилась) массовое мероприятие, то почему, какие эмоции оно вызвало в душе человека; 3) статусные (связанные со статусом личности библиотекаря или читателя).

По форме вопросы бывают: закрытые (имеющие все варианты ответа, опрашиваемому нужно только подчеркнуть тот вариант, который соответствует его мнению); открытые (не имеющие вариантов ответа); полузакрытые (часть вопросов имеют варианты ответов, а часть нет); комбинированные (открытые и закрытые вопросы).

По функциям вопросы бывают: 1) основной; 2) контрольный; 3) фильтрующий. По смыслу формулировки вопросы подразделяются на прямые и косвенные.

Примерная модель анкеты

Структура анкеты состоит из:

1. Введение, в котором указывается кто (организация) и для чего проводится анкетирование, как будут использоваться данные, гарантируется анонимность, дается инструкция по заполнению анкеты и способом ее возвращения анкетеру, выражается благодарность за сотрудничество.

2. Основная часть анкеты. Она, в свою очередь, подразделяется на: а) вступительные вопросы — событийные, фактологические, призванные заинтересовать респондента, облегчить ему включение в работу. Они, как правило, являются легкими; б) основные вопросы: наиболее острые, интимные вопросы, связанные с жизненно важными для респондента сферами; сложные по форме вопросы; открытые вопросы (это мотивационные и статусные вопросы); в) заключительные вопросы — относительно легкие, с учетом утомления респондента (главным образом событийные).

3. Паспортичка — вопросы о социальном статусе респондента (профессия, должность, образование, стаж работы, возраст и т.д.).

Метод фокус — групп (или, по другому, сфокусированное интервью с группами) можно отнести к так называемым качественным методам, так как с его помощью можно собрать качественную информацию в однородных по значимости для исследователя признакам группах, имеющих фокус обсуждения (книга традиционная или электронная, фильм, радиопрограмма и др.). Участники фокус — группы должны находится в одинаковой ситуации, например, они прочитали определенную книгу, статью, брошюру, посмотрели фильм и т.д. На основе определенной концепции исследователь ведет целенаправленный разговор (беседу) в малой группе по проблемам, интересующим исследователя. Специфика общения в данном случае состоит в получении широкого спектра мнений участников дискуссии по какой-либо проблеме, а не достижение группового консенсуса или принятия совместного решения. Цель фокусированного (направленного) интервью — сбор данных, которые характеризуют явления, их последствия и причины. Как правило, участников фокус — группы выступают в роли компетентных лиц (экспертов), специально подготовленных исследователем по определенному вопросу. Положительные и отрицательные стороны этого метода.

Тестирование как метод исследования

Тест (от английского test — «испытание», «проба»). Обычно метод тестирования относят к диагностическим методам. Например, для диагностики (изучения) вопроса сформировали ли или нет в определенной группе читателей (например, читателей старших школьников) информационную культуру. Испытуемым в таком случае предлагается решить в стандартизированной обработке систему задач, и в зависимости от того, как они это сделают, в процессе специального анализа удастся получить надежную информацию об интересующих исследователя признаках (их наличии или отсутствии).

Все тесты по способу, по которому производится сравнение полученных тестовых результатов с целью дальнейшей их интерпретаций, подразделяют на две группы: 1) нормативные тесты; 2) критериально-ориентировочные. Результаты решения тестов первой группы соотносятся с нормами выполнения теста, разработанными на стадии разработки теста (например, существующие нормы знаний, умений и навыков информационной культуры). При разработке критериально-ориентировочных тестов исследователь ориентируется не на заранее определенные нормы, а на критерии, которые получены в результате того или иного конкретного исследования или содержатся в каком-либо документе. По этим критериям и производятся сравнение, оценка результатов тестирования (например, такие критерии сформированности информационной культуры библиотекаря приведены в «Справочнике библиотекаря»). При разработке критериально–ориентированных тестов и интерпретации их результатов ориентируются на известные модели (например, разработанная модель информационно-психологической безопасности читателей, разработанная Юшиной О.Л.). Существуют различные варианты тестов (выбрать один правильный из 5 или 4 неправильных, дописать в предложении пропущенное слово, определить соотношение различных понятий и т.д.).

Метод экспертных оценок

Под экспертными методами понимают систему логических и математико-статистических процедур, помогающих получить от специалистов высокой квалификации (теоретиков, практиков) информацию, основанную на их опыте и практике, провести ее анализ и обобщение.

Метод экспертных оценок широко применяется в различных библиотечно-библиографических исследованиях главным образом, по мнению В.С. Крейденко, для решения двух важных исследовательских задач: во-первых, для оценки качества различных библиотечных объектов, имеющих теоретическое и практическое значение (например, для изучения такого компонента информационной культуры, как культура чтения, библиографическая культура, экологическая культура человека, речевая культура библиотекаря и т.д.). Операционализация этих абстрактных понятий порой требует обращения к экспертам. Во-вторых, методы экспертных оценок используется для выяснения перспектив развития библиотечного дела и библиографии. В библиотечных исследованиях метод экспертных оценок используется применительно к специальной литературе в форме «карточек обратной связи». Так, для того чтобы решить кому рекомендовать или кого информировать о поступившей в библиотеку книге, библиотекари просят читателей — специалистов (т.е. экспертов), оценить книгу с помощью карточки обратной связи, на которой эксперты отмечают, где она может быть использована: в производственной деятельности, в научной работе, в учебных целях, для повышения квалификации, для расширения кругозора или, наоборот, не может быть использована, так как: не соответствует профилю НИИ, предприятия; не содержит новой и интересной информации; дает устаревшие, а в некоторых случаях — ошибочные рекомендации; содержит сложный, трудный для восприятия материалы. Не менее важна информация, которая может быть высказанная экспертами о прогнозах в развитии библиотечного дела, библиографии, книгоиздательской деятельности. Виды экспертных оценок: индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Формы проведения экспертизы в первом случае — экспертное интервью (это беседа исследователя со специалистом, приглашенным в качестве эксперта). Она проводится по определенной программе (вопроснику для эксперта). Метод экспертной комиссии или коллективной генерации идей (его еще называют «мозговой атакой» или «мозговым штурмом»). Он также проводится по определенному плану, и эффективность его во многом зависит от ведущего (руководителя).

Общенаучные теоретические методы исследования

К общенаучным теоретическим методам исследования относятся: мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Мысленный эксперимент является одним из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой воспроизводится в воображении структура реального эксперимента. Орудиями мысленного (умственного) эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений (чувственные образы, образно-знаковые модели, знаковые модели).

Структура мысленного эксперимента включает:

― построение мысленной модели объекта исследования, проанализированных условий эксперимента и воздействия на объект;

― сознательное и планомерное изменение (комбинирование) условий эксперимента и воздействий на объект;

― сознательное и точное применение на всех стадиях эксперимента объективных законов науки, благодаря чему исключается абсолютный произвол. В результате такого эксперимента формируются выводы.

Материальный эксперимент имеет аналогичную структуру. Однако в материал эксперимента используются материальные, а не идеальные объекты исследования.

Сходство мысленного эксперимента с реальным в значительной степени определяется тем, что реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала проводится человеком мысленно в процессе обдумывания и планирования, поэтому мысленный эксперимент нередко выступает в роли идеального плана реального эксперимента, в известном смысле предваряя его.

Мысленный эксперимент имеет более широкую сферу применения, чем реальный эксперимент, так как применяется тогда, когда проведение реального опыта представляется невозможным.

Мысленный эксперимент применяется не только учеными, но и писателями, художниками, педагогами, врачами, шахматистами. Роль мысленного эксперимента в техническом конструировании и изобретательстве занимает первостепенное значение. Результаты мысленного эксперимента находят отражение в формулах, чертежах, графиках, набросках, эскизных проектах и т.д. Метод идеализации состоит в мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования. Метод идеализации, кроме науки, широко используется в искусстве, художественной литературе и других областях деятельности. Метод идеализации широко используется при изучении системы библиографических пособий, в комплектовании фондов и их изучении. Метод формализации заключается в построении абстрактных моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.). Отношение знаков заменяют собой высказывание о свойствах и отношениях предметов. Построение обобщенной модели некоторой предметной области позволяет обнаружить структуру различных явлений при отвлечении от их качественных характеристик. Теоретические исследования немыслимы без использования аксиоматического метода. Аксиомы представляют собой утверждения, истинность которых не требует доказательств. Есть такие аксиомы и в библиотековедении. Например, в свое время Ю.В. Григорьев обосновал положение, что комплектовые фонды любой библиотеки зависят от потребностей читателей и миссии (задач) библиотеки. Это положение стало аксиомой. Специфическим методом построения теоретических знаний в эмпирических науках является гипотетико-дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Четкое определение предметных и процессуальных элементов научного исследования позволяет ученому разработать научно-исследовательскую программу, которая строится таким образом, чтобы контролировать движение к намеченному результату.

Ключевые вопросы: научное исследование, процессуальные элементы исследования. Выбор темы, гипотеза, репрезентативный объект, методы исследования, общелогические методы, общенаучные эмпирические методы, общенаучные теоретические методы, программа исследования.

 

 

 

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере