Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере

ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ)

 

Дидактический принцип единства учебной и научной работы в высших учебных заведениях означает, что в процессе подготовки кадров преподавателям необходимо научить студентов не только хорошо осуществлять практические процессы своей будущей деятельности, но осознавать ее недостатки, проводить научные исследования и укоренять их итоги (знания) в практику, это значит творчески подходить к своей работе. Обучение студентов научно-исследовательской работе ведется по двум направлениям: в процессе научно-учебной работы (когда студенты пишут рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы) и в рамках студенческого научного сообщества в свободное от занятий время (подготовка докладов на научные конференции, написание статей и т.д.).
В современной методологии научных исследований выделяются два вида знаний: предметные, связанные с профессиональной практической работой и регулятивно-нормативные (методологические), направленные на научное познание предметно-практической деятельности.
Цель курса «Основы научных исследований» – дать студентам основные теоретические, методические и организационные знания о проведении научно-учебных работ, научных исследований и оформлении их результатов в соответствии с общепринятыми нормами. Учебная программа предусматривает знакомство студентов со спецификой научного познания, принципами и методами научных исследований, а также методикой подготовки и оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.
В итоге освоения курса студент должен знать:
― специфику науки, ее цели, функции, итоги, виды научных исследований;
― законы, принципы познания, общелогические, общенаучные и специальные методы исследования;
― основные приемы выбора актуальной темы для исследования и способы составления программы его проведения;
― алгоритмные поиски информации в документных источниках информации и в электронных информационных ресурсах;
― методы работы с текстом;
― методику подготовки и оформления учебно-научных работ.
В итоге освоения курса студент должен уметь:
― составлять программу научного исследования;
― анализировать научную литературу по теме исследования;
― оформлять цитаты и другие выписки из текста научной литературы;
― ссылаться на факты и оформлять библиографические ссылки на источники информации.

 

 Какие существуют определения понятия «наука»?

В научной литературе существуют различные определения понятия наука. Большинство современных ученых рассматривают ее в трех ипостасях: как специфическая сфера (вид) человеческой деятельности; социальный институт; совокупность (система) научных знаний. Однако при определении понятия наука исходят из первой и третьей ее сущностей. Например, белорусский философ и методолог В.К. Лукашевич пишет, что "Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15). Второе определение науки как совокупности научных знаний звучит так "Наука как система знания — это совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15).

Всю совокупность познавательных действий людей принято подразделять на две группы: 1) деятельность, которая осуществляется в рамках конкретных видов деятельности человека (предметно-практической, коммуникативной, ценностно-ориентировочной) и 2) деятельность, которая ведется в рамках науки как особого вида деятельности человека, направленная на производство новых знаний об окружающей реальности. Следовательно, выделяется познание, накопленное вне науки, которое вырабатывается при создании определенной продукции, средств труда, художественных образов и т.д. и научное познание как система, в которой научная информация (знания) подчиняются общей структуре. Как система наука выступает в следующих формах: 1) в форме общественного сознания или осознания; 2) в форме общественной практики, включающей теории, методологии, кадровый потенциал, информационное обеспечение научных учреждений.

Давая определение понятия наука, П.Я. Панковская в курсе лекций "Методология научны исследований" (Мн., 2002) подчеркивает об необходимости при этом учитывать два обстоятельства: первое, наука представляет собой не просто сумму каких-либо знаний о реальном мире, а систему достоверно сформированных и проверенных положений о явлениях и их глубоких связях, это значит о законах природы и общества, сформулированных средствами особых понятий, суждений, умозаключений, которые носят название научные. Во-вторых, наука — это не клад любопытных людей, а итог деятельности всего человечества, она подчинена целям развития общественной практики. Научное познание, подчеркнем еще раз, это система познавательных действий, направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке, технике. По этой причине и сложились, как известно, следующие комплексы наук: естественные, социальные (или общественные), гуманитарные и технические науки.

Наука зародилась, следовательно, в ответ на общественные потребности в знаниях, однако дальнейшее ее развитие продолжалось не только под воздействием социально-экономических факторов, но и под воздействием внутренних детерминантов (закономерностей, идей и т.д.). Поэтому среди ученых существовало и до сих пор имеется две точки зрения: один автор считает, что наука развивается по своим внутренним законам (так называемый интерналистский подход), другие отстаивают положение, что наука развивается под воздействием внешних социально-экономических факторов (так званый экстерналистский подход). Видимо более правильным следует считать, что это две закономерности развития науки. К такому выводу подошел и известный российский методолог науки Г.И. Рузавин (С.27-28).

 

You are here: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере